Главная
Суббота, 25 Ноябрь 2017 год

 


Официальный сайт администрации Балашовского муниципального района Саратовской области

Официальный сайт администрации Балашовского муниципального района Саратовской области

Учитель танцев - больше, чем профессия

Народный ансамбль «Туесок» в представлении не нуждается. За 10 лет своего существования в его копилке больше наград, чем у иных ансамблей за полвека. О недавней победе во Всероссийском конкурсе, секрете успеха корреспонденту «БП» рассказала заслуженный работник культуры РФ, лауреат национальной премии «Душа России», руководитель народного ансамбля «Туесок» Н.Б.Макеева.

- Надежда Борисовна, расскажите о последней награде «Туеска».
- Мы приняли участие в VI Всероссийском фестивале-конкурсе по народному танцу «Танцуй, Поволжье!» в городе Пензе. Этот конкурс проводится по двум номинациям: «Русский танец» и «Танцы народов Поволжья». В 2007 году в номинации «Русский танец» с первым составом «Туеска» мы заняли первое место. А в этот раз нам дали Гран-при.

Я видела по глазам членов жюри, что наши дети им очень понравились. Из Поволжья было 12 коллективов, почти все руководители подошли к нам и поблагодарили за исполнение, умение выразить через танец русскую душу.
- А с какими номерами вы выступили на фестивале «Танцуй, Поволжье»?
- На конкурс мы подготовили три номера, выступив в средней возрастной категории (дети 10-13 лет). Это «Уральская плясовая», «Золотые ворота», «Волжские проходочки». Жюри конкурса отметило постановку двух последних номеров как лучшие балетмейстерские работы. Председателем был заслуженный артист РФ, профессор, кавалер ордена «Рыцарь танца» Анатолий Алексеевич Борзов. Ему 83 года. Такой мудрый человек! Весной выходит его двухтомник по русскому танцу. Он отметил, что у нас живые, яркие дети и вместе с тем хорошо подготовленные в техническом плане.
 - Откуда такое название у ансамбля - «Туесок»?
- Это давняя история. Когда мы впервые собрали ребятишек, сами не знали, что в итоге получится. Стали думать с родителями, какое дать название ансамблю. У нас были две активные мамы, они открыли энциклопедию и выписали из неё на листок, как сейчас помню, все возможные названия, связанные с русским, народным. Как-то наткнулись на слово «туесок». Да, название русское, только в России плетут туески. Но ведь в него кладут ещё и самые красивые, самые замечательные ягоды, грибы… Название всем очень понравилось, сразу прижилось. Так и осталось «Туесок».
- Надежда Борисовна, а откуда вы черпаете идеи для постановки хореографических номеров?
- Я много читаю о русских народных обрядах, изучаю былины, басни, детские игры. Иногда информацию беру из интернета. Например, нужно нам поставить казачий танец. Набиваю в поисковике «детские казачьи забавы» и выходит много ссылок. Открываю их, нахожу описание того, какие игры есть у маленьких казачат. Выбираю общие моменты, отбираю, что приемлемо для хореографического номера, а потом ставим его с ребятами. О номере рассказываю им, как о спектакле. Главное, чтобы дети поняли основную мысль, тогда они смогут её донести до зрителя. Это как писать сочинение. Выбираешь тему, потом про себя думаешь, что хочешь сказать. И строишь произведение по всем правилам: завязка, развитие, кульминация. Если что-то не нравится – переделываешь.
- Танцы подразумевают, что нужно всё время быть в форме. А сколько можно отдохнуть от репетиций?
- Для начала нужно отметить, что школа танца – это обязательное условие, если хочешь чего-то добиться в этом направлении. Мы занимаемся пять раз в неделю по два академических часа. Отрабатываем не только русские народные, но и классические, сценические, современные танцы. Сколько ни занимайся, сделаешь один день перерыва и всё, считай, из формы уже вышел. Вот, например, две недели не было занятий с младшей группой «Туеска»: дети ушли на каникулы. До перерыва проходили основу классического танца, сегодня пришли на занятие, куда всё делось? Хореография – это постоянно.
- А как вы стали руководителем ансамбля?
- Я родилась в Балаково. В шесть лет папа случайно отвел меня в танцевальную школу. Когда я училась в пятом классе общеобразовательной школы, решила, что буду учителем танцев. Когда стала постарше, передо мной никогда не стоял выбор между вечером в школе или рядовым занятием в ансамбле. Однозначно выбирала танцы. Это любовь по жизни. Поступив в Куйбышевский государственный институт культуры, мне удалось осуществить мою мечту детства. Папа смотрит на меня с уважением. У меня секунды не было, чтобы я пожалела о выборе такой специальности. Дети дают жизнь, ощущаешь себя молодой. В Балашов переехала уже после окончания института, в школе искусств № 2 работаю с 1991 года. Первым ансамблем была «Зоренька». У меня не было ощущения, что я иду на работу. Мы все дружили и дружим.
- Надежда Борисовна, что бы вы посоветовали начинающему педагогу ансамбля?
- Учиться всегда и у всех, у кого можно. Ещё надо уметь отойти от коллектива и посмотреть на детей. Если тебе что-то не нравится, все претензии только к себе. Дети – твоё зеркало. Нужно не их ругать, а уметь увидеть свои ошибки, критично подходить к работе. И, конечно, очень любить своё дело и детей.
О.Трушкина.

  "БП" №1-2 от 5 января.