Главная
Суббота, 25 Ноябрь 2017 год

 


Официальный сайт администрации Балашовского муниципального района Саратовской области

Официальный сайт администрации Балашовского муниципального района Саратовской области

Видеть перспективы, идти за горизонты

За окном октябрь. А это значит, что без малого год в Москве, в Госдуме Российской Федерации, напряженно трудится представительница и нашего города - депутат Государственной Думы V созыва, член комитета по образованию О.Е. Уварова. Конечно, распорядок дня у Ольги Евгеньевны сегодня расписан буквально по минутам. И когда в напряженных трудовых буднях депутата появилась возможность приехать на родину, то корреспондент “Балашовской правды” просто не мог не воспользоваться предоставленным шансом и взял интервью у столь яркой, удивительной женщины, у истинного профессионала и педагога.

- Ольга Евгеньевна, почти год Вы являетесь депутатом Государственной Думы Российской Федерации. Чем запомнилось Вам это время?
 - Этот год, безусловно, стал одним из самых интересных в моей жизни. Действительно, 3 ноября 2010 года я получила мандат депутата Государственной Думы РФ. И минувшие месяцы оказались очень наполненными и в плане законодательной, законотворческой деятельности, и в плане нового видения проблем не только системы образования, но и, в целом, нашей страны. Было очень много интересных поездок (например, в Якутию, Хабаровский край, Ульяновск, в Турцию) и встреч с замечательными людьми. Пришлось познакомиться и со  стратегическими направлениями развития России. Можно сказать, что я по-другому увидела свою страну. Для меня это был какой-то подарок, что ли. В плане общения, узнавания, дополнительного самообразования.
- Перед тем, как стать депутатом, Вы сказали, что Вам следует основательно изучить особенности того комитета Думы, где предстоит работать. Чем же пришлось заниматься в Госдуме?  
- Мне повезло, что учли мои профессиональные интересы, и я стала членом комитета Госдумы по образованию. За прошедший год я нисколько не пожалела об этом. Во-первых, это один из самых удивительных, интересных комитетов в Думе. На сегодня в него входят восемнадцать депутатов, представителей трёх парламентских фракций. В основном, конечно, они представляют систему высшего образования. Но в последнее время всё-таки появилась тенденция привлечения представителей системы общего образования. Примечательно, что я была первым представителем общего образования. После меня в комитет пришел новый депутат Р.В. Горячева, тоже учитель русского языка и литературы из Пензы (вместо депутата В.И. Илюхина). Насколько я знаю, по результатам праймериз  количество учителей в следующем составе Госдумы будет намного больше, чем сегодня, что не может не радовать. Поэтому неудивительно, что председатель комитета Г. А. Балыхин сказал как-то: “Ольга Евгеньевна, именно Вы открыли двери в наш комитет учителям!”
- А как бы Вы могли охарактеризовать деятельность этого структурного подразделения Думы?
- Комитет по образованию действительно является удивительным, высокопрофессиональным органом Госдумы. Мне особенно импонирует, что здесь очень качественно решаются многие насущные проблемы. Там трудятся поистине интересные люди. Например, трёхкратная олимпийская чемпионка по фигурному катанию И. К. Роднина. Она отвечает за дополнительное образование и школьный спорт. На меня произвел неизгладимое впечатление председатель комитета, который некогда работал в Агентстве по образованию при Минобрнауки Правительства РФ. Г.А. Балыхин очень спокойный, уравновешенный, выдержанный, знающий о проблемах образования всё…  и даже больше. Глубоко импонирует умение Григория Артёмовича понимать позицию оппонентов, вести дискуссию, идти на разумный компромисс в интересах российского образования. Особенно мне запомнилась позиция председателя комитета в рамках обсуждения проекта Закона “Об образовании”. Ведь сегодня это - достаточно острая, чувствительная тема. Однако, несмотря на возникающие противоречия, Григорий Артёмович постоянно говорит: “Да, у нас сегодня нет возможности обеспечить то или иное положение Закона финансовыми ресурсами. Но мы принимаем Закон не на год или два. Поэтому мы просто обязаны видеть перспективу и заложить законодательную основу будущего системы образования”. И такая принципиальная позиция председателя комитета просто покоряет. Человек, проживший столь долгую и трудную жизнь, понимает, что это - не сиюминутный документ. Если прежний Закон был принят девятнадцать лет назад, то новый должен работать не меньше тридцати.
Столь же насыщенно проходит работа по разработке и принятию законов. Мне пришлось в этом плане неоднократно участвовать в разработке нескольких законов, в том числе и  №558025-5 “О внесении изменений в статьи 16 и 31 Закона Российской Федерации” “Об образовании” в части обеспечения доступности муниципальных образовательных учреждений”, который находится в процедуре принятия в третьем чтении.
А если, например, говорить о модернизации системы образования, то нельзя не вспомнить, что именно на заседании рабочей группы комитета по образованию ГД велась достаточно длительная дискуссия о статусе педагогического работника. Все члены комитета однозначно высказались за то, чтобы в Законе “Об образовании” был четко определен статус педагогического работника, которого прежде там не было. Кроме того, мы предложили дописать в Закон “Об образовании” следующее положение: “Заработная плата педагогического работника должна быть не менее 75 процентов от заработной платы по экономике региона”. В результате такая принципиальная позиция получила поддержку и со стороны Председателя Правительства РФ В.В. Путина, и Председателя ГД Б.В. Грызлова, которые, как вы знаете, предложили довести среднюю заработную плату до уровня средней по экономике в регионе. И уже сегодня, например, заработная плата в Саратовской области соответствует средней зарплате по экономике региона. Другое дело, что в местной экономике зар-плата ниже, чем, предположим, в других регионах Приволжского федерального округа. Но это уже проблема местной власти. Для повышения доходов должна развиваться сама экономика, необходимы инвестиции...
- Каким образом формируется зарплата учителя?
- Она складывается из норматива на одного ученика, который утверждает субъекты РФ. У нас, положим, в лицее-интернате, где я работала и собираюсь работать в скором будущем, на одного ученика 10 - 11 класса приходится 29 тысяч в год. Для сравнения: в Москве - 120 тысяч, в Хабаровском крае - 35 тысяч на ученика обыкновенной средней школы, а не лицея или гимназии. В центральных же регионах и до 20 тысяч не доходит... То есть, нормативы разные. Их формирует регион. При этом мы стремимся к тому, чтобы все дети получали качественное образование. Однако такое расхождение в финансировании сказывается на качестве получаемого образования. Влияет и на оснащенность школы, и на мотивацию. Таким образом, зависимость от уровня развития региона в какой-то степени ущемляет права педагогов, да и учеников, в конечном итоге, тоже.
- Предваряя свою работу в Госдуме, Вы также отмечали, что хотели бы всемерно помогать Балашову. Удалось ли что-нибудь сделать в этом направлении? 
- Если нет желания помогать своему региону и району, конкретным людям, то, я думаю, не стоит вообще идти в политику. Конечно, за один год пребывания в Думе трудно осуществить глобальные проекты. Но, исходя из своих возможностей, я старалась всемерно помогать.
После первого месяца депутатской деятельности в Госдуме ко мне пришел совет старейшин нашего города. Ветераны принесли список первоочередных проблем, касающихся медицины. В том числе, там была и просьба помочь в приобретении современного оборудования для балашовской системы здравоохранения. Поэтому мне вместе с помощницей депутата Госдумы, ныне руководителем аппарата администрации БМР О.И. Рогожиной пришлось обратиться к министру здравоохранения Саратовской области Л.В. Твердохлеб. И, надо сказать, что с министром мы нашли взаимопонимание. Практически весь список был выполнен, кроме одного пункта - компьютерного томографа. Но именно наш город является межмуниципальным центром системы здравоохранения Саратовской области. Поэтому решить эту проблему было принципиально необходимо. Как результат, минувшей весной ситуация получила-таки позитивное развитие. Нам выделен компьютерный томограф. И под него сегодня переоборудуется кардиологическое отделение ЦРБ. Это не может не радовать, учитывая мои, в общем-то, скромные возможности как депутата.
Пришлось решать затянувшуюся проблему передачи району здания бывшего госпиталя. Данным вопросом занимались, пожалуй, все. Но окончательную точку мы поставили в мае, когда пришел приказ министра обороны РФ о передаче госпиталя БМР. И я горжусь, что в течение нескольких месяцев я планомерно посещала Министерство обороны РФ для того, чтобы этот вопрос был положительно решен. Дело в том, что в документации о передаче присутствовала “техническая” ошибка, и чтобы её исправить, потребовалось приложить очень много усилий. Но я рада, что все они увенчались успехом. Госпиталь передан. В бывшем лечебном отделе вскоре будет открыт детский садик, а в здании управления разместится служба «Скорой помощи» Балашова.
Сегодня возникла новая проблема. Директор Балашовского филиала РАХН и ГС при Президенте РФ А.Ф. Штурбабин обратился с просьбой о передаче здания бывшего центра ВВС ШМАС в ведение Российской академии народного хозяйства. Соответственно, были подготовлены все необходимые документы. Я уже отправила депутатский запрос в Министерство обороны РФ. Сейчас решается вопрос о визите туда. Постараюсь в оставшееся время по возможности решить и эту проблему. Ведь было бы правильно, чтобы такой замечательный социальный объект, который оставляет Министерство обороны, не разграбили, не уничтожили, не продали коммерческим структурам. Чтобы он работал на позитив, на имидж нашего города. Поскольку в этом учебном заведении учатся не только балашовцы, но и представители всей западной зоны Саратовской области....
Очень много было обращений граждан в ходе приемов в районе, области, в Москве. Старалась решить их проблемы, помогала с квотами на лечение, с оформлением пенсий. Особое внимание обращала на возможность включения в различные федеральные целевые программы. Так, например, совместно с рядом депутатов обратилась    к министру культуры РФ с просьбой о включении Балашовского муниципального театра в программу развития культуры на период 2012-2016 годы, в части поддержки муниципальных театров.
- Мне вспоминается Ваше выступление на  форуме “Хопер – 2011”, где Вы рассказали о предстоящей модернизации Единого государственного экзамена (ЕГЭ). На каком этапе находится данная работа сегодня? 
- А вы знаете, чего больше всего боятся опытные, знающие представители системы образования, живущие во многих регионах России?! Они опасаются, что эйфория лета 2011 года (в части нарушений процедуры проведения ЕГЭ) повлияет на то, что могут отменить ЕГЭ или принять ещё какие-нибудь необдуманные решения в этой сфере. Многие просят, требуют: “Не допустите, чтобы ЕГЭ убрали!” Да, есть определенные проблемы Единого госэкзамена. Но в обществе уже появилась заметная тенденция в защиту ЕГЭ как формы независимой аттестации учащихся… Конечно, когда в 2004 году у нас в Саратовской области его ввели в экспериментальном режиме, мы, педагоги, были по-настоящему встревожены. Но когда получили первые реальные результаты, когда наши дети смогли поступить в те образовательные учреждения, в которые хотели, мы поняли, что ЕГЭ – это действительно серьезный старт для молодых людей, “заработавших” приличные баллы. Он поможет им сделать карьеру, позволит самореализоваться в жизни. Другое дело, что такая форма аттестации требует определенной доработки, коррекции, как и всякое новое начинание. Поэтому в ноябре в Госдуме состоится “круглый стол” “Итоги итоговой аттестации 2011 года”, ответственной за проведение которого, кстати, предстоит быть мне.
Там планируется рассмотреть проблематику, связанную с процедурой, содержанием ЕГЭ в 11 классе и ГИА в 9 классе. Мы объединили эти два вопроса потому, что они касаются судеб многих и многих молодых россиян. Дело в том, что, изучив статистику по выпускникам, не преодолевшим минимального порога по русскому языку и математике, не получившим аттестат о среднем полном образовании, мы выяснили, на повторный экзамен в следующем году приходят лишь 5 процентов. Как складывается их судьба? Часть, воспользовавшись аттестатом 9 класса, идут в учебные заведения начального или среднего профессионального образования. Таким образом, суть вопроса сводится к тому, что во время учебы в школе детям и их родителям следует дать четкий сигнал. Они должны сами понять, смогут ли ребята успешно освоить всю программу 10-11 классов, либо им следует воспользоваться аттестатом основного общего образования  и, не теряя двух лет жизни, сразу идти в учебные учреждения начального или среднего профессионального образования, получать профессию. Ведь зачастую сами родители неправильно решают судьбу ребёнка, отправляя в 10 класс.
С другой стороны, преодолеть порог ЕГЭ не представляет особого труда, если ребёнок занимался в меру своих способностей. Для этого сегодня создаются всевозможные условия как в рамках учебного плана, так за его пределами: система элективных курсов, индивидуальные и групповые занятия, дополнительные образовательные услуги. То есть, детям даётся шанс преодолеть порог ЕГЭ. И я думаю, что если школьник хочет получить аттестат, то преодолеть порог он просто обязан. Есть в связи с демографической ситуацией и другая проблема: скоро выпускников средней школы будет меньше, чем мест в вузах.

 

Полную версию читайте в №№157-158 от 20 октября.