Главная
Среда, 22 Ноябрь 2017 год

 


Официальный сайт администрации Балашовского муниципального района Саратовской области

Официальный сайт администрации Балашовского муниципального района Саратовской области

Один день - и вся жизнь

На сцене Балашовского драматического театра премьера. Пьеса белорусского драматурга А.Е. Макаенка «Трибунал», написанная
в 1970 году, сегодня особенно актуальна.
 

- Все исторические коллизии, которые происходят в нашем государстве, - сказала директор театра Т.В. Чучкова, обращаясь к зрителям перед началом спектакля, - побуждают нас проводить параллели с новейшей историей. Я надеюсь, что этот спектакль отзовется в сердцах балашовцев памятью о Великой Отечественной войне и переживаниями, которые мы ощущаем в настоящее время.
Своими мыслями по поводу событий Великой Отечественной войны, отраженных в пьесе, и возрождении фашизма на территории Украины через 70 лет после страшной войны, поделился со зрителями постановщик спектакля, заслуженный артист РФ В.Н. Попов. К первоначальной задаче, определившей выбор трагикомедии А.Е. Макаенка (чтобы молодежь не забывала, какую страшную войну пережили советские люди), позже, с весны 2014 года, у режиссера добавилось желание сделать отдельные эпизоды и диалоги спектакля более зрелищными и многозначительными. Тема предательства и патриотизма сегодня, когда в Украине идет необъявленная война, имеет особое звучание. Как приблизить события 1942 года к зрителям, родившимся в послевоенное время, чтобы они поняли: если бы 99% семей не ковали Победу в тылу и на оккупированных территориях, не случилась бы весна 45-го года. Без уникальной способности нашего народа в страшные минуты подняться на спасение Отечества, без чувства патриотизма не было бы победы ни в 1812-м, ни в 1945 году. За два последних десятилетия система воспитания молодежи претерпела изменения, и нередко отношение молодых россиян к событиям Великой Отечественной войны формируется без связи с судьбами людей, переживших войну. Режиссера и актеров тронуло в пьесе переплетение горя и радости, любви и ненависти, комического и трагического. Переживания и поступки героев «Трибунала», по словам В.Н. Попова, сегодня бьют по мозгам в связи с боевыми действиями на востоке Украины. Это очень близко к нам.
Открылся занавес, и зрители попали в интерьер деревенской избы с большой печью, железной кроватью, украшенной пирамидой подушек, сундуком, дощатым столом и деревянными лавками. На стенах в рамах множество семейных фотографий. Художник Балашовского драматического театра В.В. Филиппов и мастера, изготовившие декорации и реквизиты, постарались быть точными в деталях, касающихся быта и убранства сельского дома в начале 40-х годов прошлого века. Обстановка, созданная на сцене талантом художника и рабочими мастерских, помогает перевоплощению актеров в образы героев спектакля и органично ощущать себя в ситуациях, предложенных автором драматургического произведения.
Действие пьесы происходит зимой 1942 года в белорусской деревне на территории, оккупированной гитлеровскими войсками. Немецкие власти назначают старостой деревни бывшего пастуха, весельчака и балагура Терешко по прозвищу Колобок. У его жены Полины, крупной, острой на язык женщины, и невестки весть о неожиданной должности главы семьи вызвала недоверие и насмешки. Супруга Колобка и сноха Надейка принялись потешаться, когда глава семейства в радостном возбуждении приказал хозяйкам приготовить угощение для гостей – коменданта из района и начальника полиции. Поняв, что Колобок не ради потехи признается, что у него дрожат коленки, а потом он будет ходить кондибобером, женщины опешили и стали его вразумлять:
- Как же это? – удивлялась невестка. – Ваш же сын, мой муж воюет на фронте, а вы будете немцам служить?
- Три сына твоих на фронте, два зятя, - увещевала супруга Полина, - а ты… Ах ты… А ну-ка, Надейка, давай веревку…
Зажав голову мужа между колен, Полина устроила ему порку по заднему месту. Это была прелюдия к суду семьи над мужем и отцом, согласившимся служить фашистской власти.
Появление в избе немца-коменданта и начальника полиции Сыродоева, пытавшегося ухаживать за Надейкой до её замужества, стало для семьи подтверждением предательства Колобка. Стараясь убедить незваных гостей в ошибочности назначения мужа старостой, Полина принялась дискредитировать его:
- Да вы посмотрите на него, у него же ни росту, ни фигуры, ни голоса… Пастухом был, его даже овцы боялись. Чучело огородное, и то воробьи хихикать будут, телята будут хохотать. Охламон!
- Был охламон, теперь царь! – изрек полицай Сыродоев.
Окончание в "БП" №№178-179 от 2 декабря.